Наверх
Проекты каркасных домов для самостоятельного монтажа:
Одноэтажные дома от 250 тыс.руб.
Двухэтажные дома и дома с мансардой от 580 тыс.руб.
Бани, гаражи, бытовки, хозблоки, туалет и т.д. от 15 тыс.руб.
Каталог всех проектов с подробным описанием и ценами


Главная Библиотека Что лучше: саморезы или гвозди?


Публикация.: 09 ноября 2014 года.

Что лучше: саморезы или гвозди?


Когда создают современную каркасную конструкцию, то используют саморезы, гвозди или шурупы. Это достаточно удобный вариант крепежа. А в древности такие деревянные конструкции создавали без единого гвоздя или шурупа. Мастера умели создавать скрытый шип-паз. Такое крепление было очень прочным. Созданные еще несколько веков назад, западноевропейские фахверковые дома живут и сегодня, потому что тот шип-паз, который применяли плотники того времени, — это мастерство, без которого невозможно было построить каркасный дом. Скорее всего гвозди и разнообразные скобы уже были, но они не использовались в то время, по причине их чрезвычайно высокой стоимости. Крепление шип-паз во многом себя оправдывает, потому что при нем дерево соединяется с деревом, и это считается более целесообразным, чем крепить саморезами или гвоздями дерево к дереву. И все же сегодня саморезы и гвозди – популярный тип метизов, а мастеров, владеющих мастерством устройства точного и надёжного типа «косой зуб», «ласточкин хвост» сегодня почти нет. Хотя такие альтернативные соединения вполне приемлемы и даже предпочтительны и в наше время.
Прочность каркасной конструкции и ее жесткость зависит не только от качества соединений и качества самого используемого материала, но и от способа крепления, и грамотно распределенных нагрузок на этапе проектирования. Если соединения сделать неправильными или перегруженными, то в скором времени они проявят себя поющими звуками и скрипами. Чтобы конструкция не разболталась, нужно строго соблюдать технологию сборки и следить за качеством сборки элементов каркаса. Чтобы саморезы не подвергались коррозии, они должны быть оцинкованными или обработанными иными способами против коррозии. Можно дополнительно окунуть их в олифу, грунтовку или какой-нибудь иной защитный состав во время завинчивания или хорошо обработать после, хотя это будет уже менее эффективно.

На самом деле, гвозди успешно заменяют на саморезы различных типов. Потому что они обладают целым рядом преимуществ. Основное же достоинство – они надежно закрепляют все элементы. В отличие от гвоздя, саморез обладает резьбой. Это позволяет его вкручивать в любые материалы: будь то дерево, пластмасса, гипсокартон, фанера или металл. Для металла используют специальные саморезы, с более прочной структурой и меньшей резьбой. К тому же саморезы, при такой же длине, как и гвоздь, обладают повышенными качествами по прочности удержания на выдёргивание или растяжение. Даже маленький саморез будет прочно держать любой материал, и, скорее всего, не будет ослабляться со временем, как может быть с гвоздем при сборке мебели. Это позволяет успешно применять саморезы там, где гвозди могут испортить внешний вид. И что еще важно, саморезы при необходимости могут быть легко удалены, так как имеют резьбу и шлиц для выкручивания.


Несколько советов и хитростей при использовании саморезов и гвоздей в строительстве

Количество использованных гвоздей еще не гарантирует прочность конструкции.

Располагать гвозди нужно «с умом». Желательно не бить их в край доски, чтобы не расколоть. Забивать гвозди лучше «под углом» – так они надежнее держат.

Если нужно забить гвоздь в определенное место, но есть риск расколоть доску, предварительно затупите острие, гвоздь не будет раздвигать волокна и расщеплять доску, а будет их сминать.

Длину гвоздя желательно подбирать таким образом, чтобы он немного не выходил из материала, к которому прибиваем. Слишком тонкий гвоздь держать будет плохо. Длинный – забивать долго, а прочнее не будет если он выйдет наружу или ещё расколет доску.

Там, где конструкция «работает на отрыв», вместо гвоздей лучше использовать саморезы необходимого диаметра. Это надежнее.

Саморезы предпочтительнее и там, где на конструкцию передаются какие-либо вибрации, например: двери, окна; а также, где мы ведем обшивку по дереву каким-либо иным материалом: ДВП, ЦСП, фанерой, пластиком и т.п., а также при креплении к деревянным конструкциям, к примеру: металлических подвесов проводов, флагштоков и т.д. В таких местах гвозди со временем «вылезают», и их приходится добивать, что прочности не добавляет. Лучше сразу заменить такой «живой» гвоздь на саморез или шуруп.

Саморезы также используют в тех местах, которые, вероятно, впоследствии придется разбирать, это облегчит разборку и не повредит разбираемый материал.

Чтобы саморез не расколол дерево при завинчивании, можно предварительно высверлить отверстие такого же или меньшего диаметра.

Намного легче закручивать саморез, если смазать его мылом или обмакнуть в масло.

Быстро завернуть много саморезов вам поможет дрель, в патрон которой устанавливается бита или отвертка. Если есть возможность, воспользуйтесь специальным шуруповертом. Работать им будет, конечно, удобнее. В этом случае скорость сборки на саморезах будет такая же, как и на гвоздях.

В разделе, Скачать документы, инструкции, программы есть документ: Соединения на гвоздях, винтах и шурупах. Выбор крепежа для деревянного домостроения, требования и методы испытаний.
Стандарт подготовлен Ассоциацией деревянного домостроения в рамках принятой программы «Общая программа работ по нормативно-техническому обеспечению производства и применения деревянных конструкций». Очень подробный документ с объяснениями: какой и где использовать крепёж, его тип и размер.

Далее будет видео по теме, почему всё-таки каркасный дом надо собирать на гвозди, а не на саморезы.

А сейчас очередной факт: что произошло с саморезами всего за несколько дождливых дней.

В 2013 году, летом, у моего дома было покрашено крыльцо. Перед покраской в середине лета все доски были сняты (благо всё держалось на оцинкованных саморезах). Доски были слегка прошлифованы ручным электро рубанком, чтобы не торчали заусенцы и краска легла ровнее. Так как доски за пару лет полностью высохли и их подстрогали, то пришлось их прикручивать на новые места вплотную друг к другу, но без особого фанатизма. Всё было сделано быстро без щелей и покрашено кроющим антисептиком "Винха", которым и покрашен весь дом. Каково было моё удивление, когда, приехав по осени на дачу (осень выдалась на редкость дождливая), я обнаружил, что там, где доски понизу были привинчены на один целиковый брус каркаса крыльца, доски были оторваны и вышли за пределы крыльца почти на 5см! С учётом того, что всего-то досок не более чем 1,8м по ширине, и они не подвергались прямым осадкам (максимум редкими косыми дождями по хорошо прокрашенной поверхности).
Так как уже было достаточно холодно, то не стал ничего делать, оставив на следующий год. На первом фото ниже видно, что произошло с оцинкованными саморезами 4х40 мм: саморезы в шести крайних досках (из всего двадцати) были сломаны на 3 части. Первая часть - головка и тело 0,8-1 см было в доске снаружи, часть тела прим 1-1,5 см торчало из доски внутри, и примерно 2 см осталось в брусе каркаса крыльца, из которых вывернулось всего несколько штук, а большинство не удалось подцепить. Поэтому пришлось доски прикручивать саморезами под небольшим углом чтобы не попасть в обломки, оставшиеся в брусе, рис.2.

Саморезы лопнувшие

Саморезы лопнувшие



Видео по теме:

Каркасный дом собирать на гвозди! Не саморезы!

Длительность видео 6:56
На видео показано и рассказано: почему надо собирать каркасный дом на гвозди, а не на саморезы.



P.S. После выхода видео, было много комментариев по поводу и без, что якобы надо 2 самореза, или что надо засверливать, многие пытливые умы пытались доказать свою правду, что они со мной в корне не согласны, правда и опыта у них по меньше и теории совсем нет. Поэтому было решено дописать ещё несколько предложений по теме, так сказать " ПостСкриптум ". Дело не в том, что, кто то, согласен или нет, дело в физике явлений, при забивании гвоздей мы вбиваем клин, причём чем он толще (до определённого размера) тем будет крепче, а саморезы при закручивании срезают волокна на диаметр между шейкой самореза и размером резьбы, поэтому саморез со временем легче вынуть чем гвоздь, естественно если брать их одного диаметра, а если гвоздь ершенный или винтом, то он прослужит дольше и продержит больше.








04.02.2014 12:17
+ 1 -
Виталийответить 
Спасибо за информацию,очень полезна, особенно для начинающих строителей.
04.02.2014 16:09
+ 1 -
Константин, KarkasDom.infoответить 
Спасибо, стараемся быть лучше и полезнее других.
31.03.2014 02:04
+ -1 -
Дмитрийответить 
Хорошая работа Константин!Сильно помогли !Благодарю!
03.06.2014 10:42
+ -1 -
Евгений Бабкинответить 
доски сколоченные гвоздями крепятся на сторону-2 гвоздя. думаю, если бы вы прикрутили два самореза на сторону, то было бы тоже прочно
03.06.2014 11:36
+ -1 -
Константин, KarkasDom.infoответить 
согласен, но цена десяти гвоздей как одного самореза, это во первых, а во вторых работы больше, а в третьих 5 саморезов держало бы ещё лучше чем один гвоздь.
У меня на заборе некоторые штакетины прибиты на один гвоздь, а рядом с воротами на одном саморезе, картина такая же, на саморезе в жару болтается, а на гвоздях плотненько. Проблема именно в вывешивании на саморезах.
21.06.2014 16:30
+ -1 -
Олегответить 
Любопытно про крепление на гвозди. Но, вот вопрос: ведь каркас обшивается и все саморезы оказываются внутри, а значит и воздействие осадков на них не оказывает особое влияние. Вот если б еще и на каркасе увидеть что происходит
21.06.2014 22:38
+ -1 -
Константин, KarkasDom.infoответить 
Проблема не в прямых осадках, а в конденсате который есть в каркасе в любую погоду и зимой и летом и он всегда в первую очередь оседает на металле, поэтому мы в своих проектах не используем уголков.
11.08.2014 01:49
+ 1 -
олегответить 
извини,но на твоём видео саморез закручен по центру доски ,а гвозди забиты по краям.и в том уже большая разница.Но сайт однозначно, очень и очень хорош!!! вопрос :есть работа для строителя из СПБ? опыт в етой теме 7 лет в хорошей конторе. Есть опыт по профессиям :ОВиК,eлектрик,сантехник,кровельщик.имеется минивенчик(7 мест) и полный набор инструмента для качественного выполнения работы.з/п интересна здельная.
11.08.2014 11:44
+ 1 -
Константин, KarkasDom.infoответить 
Да всё верно там два тут один, но упор идёт на то, что на саморезе всё весит, так как пол у сарайки (на видео его нет) не на саморезе одном, а на одном гвозде, так там те же доски, но они не качаются.
По поводу работы напишите на почту свои условия и телефон.
30.10.2014 00:47
+ -1 -
Митяответить 
саморезы в каркасе не желательно использовать потому что они подкаленные, а поэтому более хрупкие чем гвозди и только, по поводу того что там ссыхается и болтается это больше предубеждения
09.11.2014 20:51
+ 1 -
Константин, KarkasDom.infoответить 
Абсолютно с вами согласен, саморезы более хрупкие о чём и рассказано в конце статья, хорошо что обшивка крыльца была не высоко привинчена, иначе таким образом могло доски по отрывать где ни будь по крыше и они по падали бы неожиданно в низ. Поэтому когда обшивал свесы фронтонов оставил декоративный зазор в 3 мм.
09.03.2015 22:58
+ 1 -
Максимответить 
Наверное опечатка "Далее будет видео по теме, почему всё-таки каркасный дом надо собирать на саморезы, а не на гвозди. "
09.03.2015 23:06
+ -1 -
Константин, KarkasDom.infoответить 
Да, действительно перепутали, спасибо, только что исправили.
16.01.2017 23:23
+ 1 -
Владимирответить 
Все дома собираем на саморезы 6 .Используем профессиональные шуруповерты .Саморез легко заходит прямо в сук.Гврзди ржавеют и со временем при высыхании древесины вылетают .Резьба не дает такого.
Пример кровельные гвозди на шифере.Через 10-15 лет они вытаскиваются руками.Не зря вся жесткая кровля крепится саморезами.
Скорость сборки выше на порядок.А в случае замены доски гвоздь особенно ершеный испортит материал.Каркасное строение на саморезах тем и хорошо что в любой момент можно изменить проем или форму даже в готовом строении не повредив злементы здания.
17.01.2017 00:40
+ 1 -
Константин, KarkasDom.infoответить 
С удовольствием бы с вами согласился, если бы не строил дома почти 10 лет. Есть свод правил на строительство, и там написано только гвозди, точка. Саморезы закрученные в торец стойки вырезают волокна и стойка снимается с самореза, а в его бороздах остаются волокна, с гвоздём такое не проходит, гвоздь держит. Мы разбирали старый дом, лет 15 ему, крыша метал, гвозди слегка покрылись ржавчиной и не вылазили, рвали метал. Кровельные гвозди на шифере бьют в волну, там почти 8см между гвоздём и деревом, саморез так бы лопнул 100раз, а гвозди держат шифер, даже когда стропилка вся прогнили и крыша наполовину провисла в дом, это видно на старых заброшенных домах вдоль трас. То есть вы опять не правы. Ну и в заключении попробуйте объяснить, как бы вы перенесли стойку в стене на саморезах, если стена собрана снизу фундамент, сверху вторая обвязка?? всё тупик и не выбить и не выпилить. Ну и напоследок, саморезы для дерева называются конструкционные шурупы, поэтому учите мат. часть. И не вводите людей в заблуждении. 
П.С. Видел видео где узбеки на уголки и чёрные саморезы 3х35мм собирали дом в 2 этажа и тоже как Вы считают что это правильно и надёжно.
12.07.2017 13:19
+ -1 -
Павелответить 
Константин. Громадное Вам спасибо за рекомендации и предоставленные факты. Мне сейчас тоже строят каркасный дом и стоят его на гвоздях. Перед строительством я хотел поменять гвозди на саморезы, но много изучал технологию строительства каркасников и советовался со спецами и пришел к выводу, что лучше гвоздь.
30.07.2017 20:38
+ -1 -
Вадимответить 
Добрый день! Полностью согласен с Владимиром. На видео приводится пример неправильного монтажа (одним шурупом в центр доски) с соответствующим результатом. Если бы было наоборот в одном случае доска была закреплена правильно - двумя шурупами по краям, а в другом - одним гвоздем по центру доски, то и результат был бы прямо противоположным. Пример с таким давно устаревшим материалом как шифер вообще забавен, может шифер лучше и гвоздями, но не о нем речь. Если Вы так безапелляционно утверждаете, что только гвозди правильно, то скиньте ссылку на действующий норматив. Из собственного опыта могу сказать, что на старой родительской даче все гвозди повылезали, а там где переделывали 10 лет назад шурупами, сидит мертво.
30.07.2017 20:41
+ 1 -
Константин, KarkasDom.infoответить 
Здравствуйте, СП 31-105-2002 вам в помощь.
20.08.2018 23:31
+ -1 -
Здравствуйте Константин,
Во-первых, спасибо за обширную и проффесианальную инфармацию.
Вопрос, знакомы ли вы со следующим типом саморезов:
(ссылка скрыта)
По опыту их использования, на мой не проффесиональный взгляд, они зачительно превосходят и гвозди и обычные саморезы.
20.08.2018 23:41
+ 1 -
Константин, KarkasDom.infoответить 
Здравствуйте, Это не саморез это конструкционный шуруп. они продаются уже много лет и в России. Они не дешёвые, см стройки наши кд-27 белоостров там их использовали.
21.08.2018 11:44
+ 1 -
Спасибо, кроме высокой цены, они подходят для строительства каркаса?
21.08.2018 12:15
+ -1 -
Константин, KarkasDom.infoответить 
Для определённых мест да. Но они не заменят гвозди по цене и скорости.
17.11.2020 22:30
+ 1 -
Владимир-2ответить 
С уважением ко всем участникам дискуссии, но спор ни о чем. Просто процитирую п. 6.1.6 вышеупомянутого свода правил СП 31-105-2002: "Для крепления и соединения элементов конструкций должны применяться строительные гвозди с плоской или конической головкой,
в том числе гвозди трефовые с перемычкой по
ГОСТ 4028, шурупы по ГОСТ 1145 и самонарезающие винты по ГОСТ 11652.". Кроме того, допустимо использовать металлические скобы, клеевые составы и другие способы крепления(пп.6.1.8 и 6.1.9)! Поэтому, коллеги, уважайте не только свой, но и чужой опыт, не забывая про здравый смысл, используйте качественные материалы(крепеж в том числе) - и будет Вам счастье!)
17.11.2020 22:56
+ 1 -
Константин, KarkasDom.infoответить 
Спасибо за конструктивный комментарий. Где бы найти этот крепёж по гост, всё китайчатина....
18.01.2022 18:50
+ 1 -
раменскийответить 
Из п. 6.1.6 следует, что и шурупы ГОСТ 1145 и самонарезающие винты по ГОСТ 11652 применять можно! 30 лет работал с гвоздями, а последние 10 лет когда появились шуруповерты перешел на шурупы. Надежнее, но, правда, дороже и медленнее.
18.01.2022 22:24
+ 1 -
Константин, KarkasDom.infoответить 
Всё верно, только шурупов по гост не найти, поэтому гвозди. Собирал горку в декабре, крутил шурупы 75мм всё гуд, взял 50мм каждый пятый либо голова отлетает либо посреди лопается и это не имактом крутил, а ушатаной за 7 лет макитой. Проблема в низком качестве нынешних шурупов по ТУ.
17.08.2022 20:52
+ 1 -
Ощущение что спор ведут дети: а я 10 лет в стройке, аия видел крышу на гвоздях, а я то, а я это.
А может откроем сопромат товарищи строители? Гвоздь забытый в стену можно считать балкой с защемленным концом? Считайте момент силы при работе на срез от крайней точки приложения момента. Гвоздь в нейлере сколько в диаметре? 3,3мм?
А потом закрутить горизонтальный шуруп, саморез, турбовинт, назовите как хотите из того же материала, и посчитайте.
Я думаю, поправьте меня, что если измерить площадь всей поверхности гвоздя сидящей в теле древесины, она никак не перекроет ребра шурупа. Потому 100% шуруп сидит лучше! И на срез при равном материале с гвоздем поведет себя лучше.
Если хотите строить на шурупах - берём не каленые (работающие на отрыв), а оцинкованные или "жёлтые", они на срез гнуться так же как гвозди. Если сомневаетесь в прочности, возьмите 4мм.
17.08.2022 23:48
+ 1 -
Константин, KarkasDomответить 
Да да мы поняли, вы д'артаньян, а все другие тут го..., немного не так, даже саморез 6мм имеет тело всего 3,5мм И они не гнуться, мы снимали видео, белые и желтые лопаються уже от угла в 45-50 градусов, а гвоздь можно на 360 завернуть и он имеет одно сечение и равную прочность, а вот саморезы в 90% случаев лопаються где резьба переходить в тело.
Лучше только конструкционные саморезы и там есть много видов, что то работаю на срез, что то на растяжение и тд и тп...

Оставить комментарий

Имя:
Email:
Комментарий:
- я не робот
- подписаться на обновления
Правила вопросов и комментариев!